?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Кости нашего города - Санкт-Петербург

фев. 1, 2011 12:34 pm Кости нашего города

Originally posted by starcom68 at Кости нашего города

Продолжение темы застройки кладбищ в Санкт-Петербурге. Для Пскова эта тема также актуальна в связи со строительством жилых домов на захоронениях военнопленных концлагеря Шталаг 372 по улице Юбилейной. Кстати, заказчик строительства питерская строительная компания "ЦЭОН". Статья местами можно разбирать на цитаты, а последний абзац просто списан с псковской ситуации прошлого года.

Сколько домов можно построить на территории мемориальных кладбищ?
Современная петербургская цивилизация неожиданно выдвинула проблему, которой не было прежде. Проблему уничтожения (с последующим коммерческим использованием) старых кладбищ. Альтернативой коммерческому использованию является мемориализация. Но кому нужны наши аскетические северные мемориалы? Толк-то от них какой? К тому же наводят на грустные мысли, а хочется веселья и шопинга в ТРЦ. Понятно, что кладбище, на котором производятся захоронения, - это сверхприбыльное коммерческое предприятие. Но мемориальное-то кладбище - это же один убыток!

 НИЧЕГО НЕ СВЯТО

Впервые с этой альтернативой мы вплотную столкнулись в 2007 - 2009 гг. в связи с проектом "Измайловской перспективы" - застройки пространства, ограниченного Московским проспектом, Обводным каналом, Благодатной улицей и линией Октябрьской железной дороги. В июле 2007-го была попытка утвердить проект планировки "Измайловской перспективы". По планам девелоперов этот район должен был стать отправной точкой в развитии территории Обводного канала. Здесь планировались доминанты высотой 250 м, которые потом были снижены до 150 м, хотя главный архитектор Александр Викторов говорил, что и 250 м не страшно - в тот момент манипулировали концепцией о превращении Петербурга в воронку, амфитеатром поднимающуюся к окраинам.

Однако вопрос неожиданно для властей оказался не только градостроительным, а этическим и перерос в проблему, властями всерьез так до сих пор и не осознанную. Потому что на территории, сквозь которую решили провести дублер Московского пр. и застроить бизнес-недвижимостью, находятся три старых кладбища - 400 тыс. могил.

Православное Митрофаньевское кладбище было устроено в 1831 г. для захоронения умерших от холеры. Здесь были похоронены поэты Л. Мей и А. Григорьев, краевед М. Пыляев... После революции кладбище было закрыто, в 1927 г. началось уничтожение надгробий. Митрофаньевская церковь (арх. К. Тон, 1839 - 1847) в 1929 году была взорвана. В годы войны, по словам старожилов, здесь хоронили погибших ленинградцев.

По словам членов "Санкт-Петербургского Митрофаньевского союза", объединяющего потомков тех, кто похоронен на этом кладбище, сегодня удалось определить и атрибутировать места захоронения почти 30 000 человек - восстановив места нахождения могил и даже расположение дорожек. Установлено и еще около 100 тысяч человек, похороненных на этом кладбище, но места их захоронений еще не найдены.

Помимо православного есть еще лютеранское кладбище, на котором похоронены представители шведских родов, а также петербургских финнов и латышей. На Громовском старообрядческом кладбище захоронены представители известных старообрядческих купеческих фамилий. Как указывают историко-культурные справки, Громовское кладбище было таким же центром для старообрядцев Северо-Запада, как Рогожское кладбище в Москве - для старообрядцев Москвы и Центральной России.

Сейчас, согласно пункту 6 ст. 16 федерального закона"О погребении и похоронном деле", "использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается".

 

Читать далее... )

Но - подчеркну - сейчас. А что будет через 30 - 50 лет? Через 50 лет, в 2060 году, война 1941 - 1945 гг. будет иметь уже совсем другое значение, примерно такое, как для нас Первая мировая война. Или Отечественная война 1812 года. Блокадники исчезнут физически и как электорат, заигрывать будет не с кем. И тогда прокладка трассы через парк, сжатие территории Пискаревского кладбища до небольшой площадки, окружающей памятник Родине-матери, или перенос кладбища станут вполне реальными. Кстати, всем понятно, что перенос кладбища и перезахоронение - процедура совершенно условная, если вообще не фиктивная. Кто сможет проверить, что производилось на самом деле?

Михаил Золотоносов
http://www.kadis.ru/daily/?id=90684
 



Распространить информацию вне ЖЖ:


Поделитесь темой ВКОНТАКТЕ

15 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:prizrak_spb
Дата:Февраль 1, 2011 09:54 am
(Ссылка)
Как неофит краеведения (в первую очередь северных районов) интересуюсь: а реально ли бороться с системой (читай - огромными деньгами)?
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 10:41 am
(Ссылка)
Бороться трудно. Но можно. В плане Митрофаниевского союза, когда он только появился на нас не обращали внимание, затем стали доказывать, что кладбища там нет, потом дали задание на экспертизу и думали, что на этом всё закончится. Но не тут-то было, потом стали даже с нами встречаться, 20 января была встреча с вице-губернатором. Сейчас они поняли, что мы просто их не оставим.

Вот ещё пример ситуация на ВО http://forestier.livejournal.com/83556.html Строительство чиновникам пришлось отменить, так как очень сильное было противодействие от депутатов и жителей.

С Газпромсити свою роль сыграли протестные действия граждан, вплоть до суда.

Если бы у нас было больше человеческих ресурсов и средств на проведения архивных исследований, экспертиз, на юристов и адвокатов, и прочего, то результатов было бы больше. Это можно было бы делать даже без митингов и шествий.

Власть за прошедшие 70 лет советской власти и теперешние 20 лет не изменилась. Они привыкли, что они могут делать всё, что угодно и им никто ничего не говорит, то есть народ сидит по домам и сопротивляются только когда их дом сносят, а не соседний. И теперь, когда дело доведено до того, что мы заставили их (чиновников) с нами встречаться - они просто не понимают почему они должны это делать, почему есть такие люди, у которых нет личной выгоды в том или ином вопросе, для них это в диковинку, потому что раньше такого не было - 90 лет они делали что хотели. Серьёзное влияние оказывают письма из-за рубежа (особенно из США) направленные в адрес высших лиц государства. Так как наши воры и бандиты опасаются реакции главной страны в мире, потому что у них есть имущество, счета в банках, которые по указанию США могут быть арестованы. Например, Дерипаска не может получить визу в США, несмотря на личное ходатайство министра иностранных дел... Именно так мы действовали по Митрофаниевскому кладбищу.
От:prizrak_spb
Дата:Февраль 1, 2011 11:05 am
(Ссылка)
Насчет человеческих ресурсов - вам соратники требуются? Хотя у вашего покорного слуги интерес большей частью к Гражданке, Ручьям и сопредельным территориям (ну что поделать - почти вся жизнь там прошла), но любовь к отеческим гробам - не пустые слова, в свете того, что творится на свете и в Питере в частности, ибо не хочется становиться "иваном, не помнящим родства". К сожалению, в финансах крайне ограничен, но чем смогу - помогу, хотя бы с т.з. розыска информации в Сети, ибо в онлайне провожу бОльшую часть времени..
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 12:29 pm
(Ссылка)
На Гражданке было немецкое кладбище, им никто не занимается.
От:prizrak_spb
Дата:Февраль 1, 2011 12:58 pm
(Ссылка)
Насколько мне известно, (с подачи ЭраундСПб) некие артефакты (остатки дубовых гробов и фрагменты надгробных плит) были найдены буквально полгода назад. И судя по всему, эти артефакты будут только кусочками мозаики, но истинную картину уже, полагаю, восстановить будет очень трудно.
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 01:06 pm
(Ссылка)
Да, но пока это всё эпизодические артефакты, никто исследований подробных не проводил.
От:prizrak_spb
Дата:Февраль 1, 2011 01:13 pm
(Ссылка)
Ну почему же, на том же самом Эраунде люди выяснили многое, относящееся к этому кладбищу. Не пришли только к мнению по поводу его границ применительно к современным объектам. Помимо прочего, могила Карла и Эмилии тоже ждет своей разгадки. :-)
Кстати, меня тут занесло на Малоохтинское староообрядческое, поразился, что кости просто так, на поверхности лежат, да и состояние общее, мягко говоря, не впечатлило..
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 02:14 pm
(Ссылка)
Ну а кто-нибудь историю этого кладбища написал или экспертизу сделал?
От:prizrak_spb
Дата:Февраль 1, 2011 07:08 pm
(Ссылка)
Нет, экспертизы как таковой нет и не было, история в общих чертах изложена тов. Глезеровым в его книгах, в основном она базируется на старых картах и воспоминаних старожилов Гражданки на уровне "мы в детстве заходили в рощицу и видели там старые надгробия". А для экспертизы какие действия необходимо провести?
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 08:47 pm
(Ссылка)
Исследования по архивам и книгам.

Про Карла и Эмилии я по следам Глезерова нашёл подробный материал по обстоятельствам истории.
От:prizrak_spb
Дата:Февраль 1, 2011 09:07 pm
(Ссылка)
Хм. Было бы весьма интересно ознакомиться с выводами, если конечно, вы не против.
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 09:11 pm
(Ссылка)
При случае может быть разместим в ЖЖ
От:forestier
Дата:Февраль 13, 2011 10:30 am
(Ссылка)
Конечно люди требуются. Но в плане борьбы с системой я считаю действенным только профессиональное воздействие и воздействие через СМИ, а не митинги и другое. Например, вот уже второй раз Живой город пытается силовыми методами препятствовать выезду строительной техники с места сноса. С одной стороны их действия понятно, с другой стороны здание уже снесено и силовые действия следовало бы предпринять когда здание только начинали сносить, или устанавливали забор. С третьей стороны от Живого города в действиях участвовали не крепкие парни из НБП, а интеллигенты и хрупкие женщины, а их воздействие бессмысленно, чем если бы парни из НБП набили морды сотрудникам ЧОПа, строителям и водителям, а ещё бы и прокололи шины автомобилям.

В нашей работе нам требуется и простая помощь, например, нужно печатать в файл списки погребённых на Митрофаниевском кладбище, где 100000 имён. Это большая нудная, монотонная, но очень не обходимая работа, так как эти списки - доказательство существования некрополя. Если же говорить глобально, но хотелось создать новую организацию, которая занималась бы всеми проблемами, наподобие Общества старый Петербург. Одно из самых важных и нужных задать этого общества было бы просмотр прессы со строительным уклоном, штудирование вестников администрации Петербурга на предмет выявления объявлений, публикаций нормативных актов о проектировании и строительстве и прочей нужно информации и публикация это всё в одном месте, например, в одном сообществе ЖЖ. Сбор этих данных поможет выявлять "горячие точки" заблаговременно, то есть до начала сноса или строительства. Такого пока нет, а если кто и обладает информацией о готовящемся сносе, то он её не публикует либо по личным причинам, либо просто из-за нехватки времени. Такая работа должна быть регулярной и не прерывной.

Кроме того, в городе проходят слушания по различным проектам планировки, в том числе которые предполагают снос исторических кварталов. Нужны люди, которые бы фотографировали экспозиции перед слушаниями и сразу публиковали бы их в Интеренете, затем участвовали в слушаниях и писали замечания для заключения о слушаниях. Важно также ездить и в Пушкин, и в Петергоф, и в Зеленогорск, но на практике удаётся, дай Бог, сходить на слушания в каком-нибудь центральном районе города, а на Петергоф и Кронштадт времени просто нет. И такая работа должна носить системный и регулярный характер. Работа по мониторингу СМИ и других изданий и по обследованию слушаний - "грязная" рутинная работа, которую никто не хочет выполнят, а у тех кто мог бы это делать, просто нет времени.

Если говорить о Северных районах, то есть проблемное кладбище, как я уже сказал, немецкое в Гражданке. На мой взгляд есть ещё горячий адрес - Орлово-Новосильцевская богадельня на углу Большого Сампсониевского пр. и Новороссийской улицы. Здание построено в 1834-1842 гг. по проекту Шарлеманя. Там была в комплексе и церковь князя Владимира, которую уничтожили в 1932 году. Церковь построена на месте смерти В.Д. Новосильцева, раненного на дуэли с декабристом К.П. Черновым, которая состоялась 10 сентября 1825 года в парке ЛТА, о чём там есть памятник. Весь комплекс был построен на деньги матери Новосильцева, как богадельня для увечных воинов. Сейчас здесь размещается стоматологическая поликлиника. Поликлиника скоро уедет в другие место, а здания приватизируются и передаются частному инвестору, который будет там делать гостиницу. Проект предполагает снос всех внутренних перекрытий и несущих стен (а в зданиях сохранилась вся историческая планировка) и устройство мансард. Подробнее об истории комплекса здесь http://spb-mitrofan-society.org/news.13.X.2010.php Сегодня есть община, которая предполагает восстанавливать храм, но община действует крайне медленно и не слаженно. У меня нет сомнений, что если они подсуетятся, то здание вернут церкви, но для этого нужно применить усилия и действовать грамотно, чего они не могут.
(без темы) - (Анонимно)
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 03:14 pm
(Ссылка)
Да, статейку бы предложили. Какую конкретно?
(без темы) - (Анонимно)
От:forestier
Дата:Февраль 1, 2011 03:59 pm
(Ссылка)
Мы подумаем.