?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

О карикатуристе, с опозданием к 1-му апреля. "Старый Судья и его дом". - Санкт-Петербург

апр. 2, 2006 02:13 pm О карикатуристе, с опозданием к 1-му апреля. "Старый Судья и его дом".


Дом художника Щербова


Карикатура «Вернисаж Санкт- Петербургского общества художников»


Карикатура ''Базар ХХ века''


Карикатура ''К.К.Первухин на этюдах'' 1903г


Карикатура ''Машина времени ''Вы, нынешние, ну-тка'''' 1902г


Карикатура ''Новая Минерва'' 1901г


П.Е.Щербов


П.Е.Щербов рисунок художника Бучкина


Щербов, жена и дети
„Старый Судья” и его дом.

... Каждый, кто ездит по Варшавской железной дороге от Петербурга до Гатчины или далее, помнит, что между станцией Татьянино и Гатчина Варшавская из окна поезда можно увидеть дом причудливой архитектуры, окружённый садом и каменной оградой, известный в народе как «Дом под шляпой». Мало кто знает, кому и когда принадлежал этот особняк, построенный в стиле Северного модерна. О нём я и хочу вам поведать.
Это дом был построен в начале XX века и принадлежал художнику-карикатуристу, путешественнику, весьма интересному человеку своего времени  Павлу Егоровичу Щербову. Родился Павел Егорович 3 июня 1866 года в семье обеспеченного петербургского чиновника, закончил частную гимназию Видемана и в 1885 году поступил в Академию художеств. Проучился он там всего два года в связи с тем, что был не удовлетворён постановкой преподавания в академии. В эти же годы и по тем же причинам её покинули В.А.Серов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа.
Щербов стал учиться самостоятельно. В свои молодые годы он посетил много стран  Африку, Иран, Китай, Японию, постоянно бывал на Кавказе. В 1896 году на страницах столичного журнала «Шут» впервые появились рисунки П.Е.Щербова, подписаны они были псевдонимом «Old judge», что в переводе с английского означает «старый судья». Надо заметить, что раньше так называли сорт очень крепкого табака, который любил художник и взял его название как свой псевдоним.
Тематика, приёмы и стиль первых же графических работ Щербова сразу выделили его среди художников, работавший в жанре карикатуры. Он был первым в России художником-карикатуристом. Рисунки, подписанные «Old judge», изображали многие наиболее характерные для эпохи явления. С едкой иронией Щербов высмеивал духовную пустоту и пошлость обывателей, отупляющиё мир их будней. Эти карикатуры невольно напоминают стихи современника художника  поэта Саши Чёрного. Но основная тема творчества Щербова  борьба старого и нового в русском искусстве на рубеже XIX – XX веков. А.Н.Бенуа говорил о нём: «У нас имеется один громадный карикатурный талант  это Щербов  „Old judge”». П.Е.Щербов организовал художественную группу, так называемую «щербовскую коммуну», под названием «Ревущий стан» (по названию рассказа Брет Гарта «Счастье Ревущего стана»), группа занималась различной художественной деятельностью.
Пётр Егорович был большим другом писателя Александра Ивановичу Куприна, скорее всего именно он посоветовал Щербову переселиться в Гатчину в 1902 году. Кроме того, Щербовым были в тесных отношениях многие известные люди того времени, среди них: Максим Горький, Ф.И.Шаляпин, В.Серов и многие другие. Живя в Гатчине, этом романтическом городе, художник решил обзавестись собственным домом. Сам он был не богат, проект дома был буквально подарен ему гражданским инженером С.С.Кричинским. Участок у Варшавской железной дороги на Софийской улице (ныне улица Чехова), дом № 4а, Щербов приобрёл в конце 1909 года. В ноябре 1911 года строительство особняка было закончено. Особняк был большим и рассчитан на детей художника,  у него было два сына  Вадим и Егор, с учётом того, что они могли жить в особняке со своими семьями. Но судьба распорядилась иначе  оба сына погибли в Первую Мировую войду.
Дочь писателя Куприна  К.А.Куприна писала об особняке так: «Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева. В детстве дом этот казался мне средневековым замком. Его окружала большая стена, булыжники для которой собирали сами Щербовы. Крыша и стена были покрыты красной черепицей. Внутри всегда ощущались какой-то очень своеобразный запах и особенная гулкость. Большой холл с огромным камином был как бы сердцем дома. Вокруг камина  оружие, медные и кованого железа принадлежности. Посередине холла лежала шкура белого медведя. На верхний этаж в мастерскую Павла Егоровича вела широкая лестница. К холлу прилегало несколько маленьких комнат, меблированных на восточный лад: низкие тахты, яркие половики, столики с медными подносами, с разными трубками и кальянами».
После революции и прихода к власти большевиков, Щербов с 1919 года работает помощником хранителя Гатчинского дворца-музея. Особняк был сохранён за художником, благодаря письму Горького, который просил В.И.Ленина сохранить право жить в особняке за художественные заслуги Щербова. Умер Пётр Егорович 7 января 1938 года, похоронен на Гатчинском кладбище. Перед своей смертью он завещал устроить в особняке литературный музей. До 1952 года в особняке продолжала жить вдова художника  Анастасия Давыдовна Щербова. Во время оккупации Гатчины в 1941-1944 годах в особняке помещался немецкий штаб передвижения войск, причём немцы не тронули жену П.Е.Щербова, и она в это время была переселена в кухню. В 1944 году большая часть мемориальных вещей из удивительного убранства дома была вывезена в Германию.
Долгое время в особняке находились квартиры. И только в 1992 году осуществилось завещание Щербова  в особняке устроили Литературно-мемориальный музей. Музей является одним из культурных центров современной Гатчины, в нём часто проходят литературные и музыкальные вечера, кроме того, в доме действует краеведческая экспозиция.
Подготовил - Николай Лаврентьев

Метки:

3 комментария - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:diana_spb
Дата:Февраль 17, 2013 07:03 pm
(Ссылка)
Спасибо!
Побывала сегодня в этом музее.
От:forestier
Дата:Февраль 17, 2013 07:03 pm
(Ссылка)
Да, музей шикарный
От:taxipro
Дата:Февраль 20, 2013 06:15 am
(Ссылка)
+100!