?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Русско-эстонский город Печоры - Санкт-Петербург — ЖЖ

дек. 27, 2007 09:27 pm Русско-эстонский город Печоры

Я уже писал о Печорах здесь, но брал чужие фотографии.
Нынче же собираясь в Эстонию, хочу снова написать о Печорах, но уже со своими фотографиями, января уходящего года. Тем более, что теперь в этом городке живёт постоянно моя сестра и я там часто бываю, и поеду в Эстонию через Печоры.

Краткая история. Старинный русский город Печоры, центр одноименного района Псковской области, расположен сегодня, как и сотни лет назад, на самой западной границе России. За кордоном - соседнее государство Эстония, не забывшая еще, что сравнительно недавно Печорский район принадлежал ей, а его главный город назывался "Петсери". Правда, продолжалось это недолго, и странное для русского уха название теперь забыто, а Печоры славятся на весь мир неповторимым и очаровательным древнерусским архитектурным ансамблем, который, будто золотой орех из сказки, заключен в скорлупу крепостных стен и башен.
Псково-Печорский монастырь возник на месте, где протекала река Каменец, на крутом склоне оврага. Существует легенда, будто в давно забытые времена бродивший здесь охотник вдруг услышал стройное церковное пение, причем поющих не было видно. Он решил, что поют ангелы и разнес эту весть по всей округе. Возможно, пели монахи-пустынники, поселившиеся в естественных пещерах на песчаных склонах оврага. Позже пещеры были обнаружены местным крестьянином. Дату их открытия монастырская летопись определяет 1392 годом. И там же сообщается, что якобы над входом в пещеру были начертаны слова: "Богом зданная пещера".
Основателем монастыря летопись называет православного священника Ивана, бежавшего из Дерпта (он же Тарту) в 1472 году после разгрома немцами-католиками "правоверной церкви, поставленной от пскович". Этот священник, в иночестве - Иона, основал монастырь на самой границе с Ливонией, как оплот православия в борьбе с западным католичеством.
Он выкопал в горе небольшую пещерную церковь, которая была освящена в 1473 году. Однако опасное соседство с Ливонией, откуда делались постоянные разорительные набеги, не давало развиваться монастырю. Расти и богатеть он стал только после присоединения Пскова к Московскому государству при дьяке Мисюре Мунехине, который при поддержке великого князя Московского начал интенсивные строительные работы.
Особенно укрепился и разбогател монастырь в XVI веке при игумене Корнилии, управлявшем монастырем с 1529 по 1570 год. Тогда вокруг монастыря и были возведены крепостные стены с девятью башнями и тремя воротами, а внутри построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. Была создана иконописная мастерская, составлен летописный свод - Псковская третья летопись. Увеличилось число монахов.
Царь Иван Грозный полюбил монастырь. Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси. В большом фаворе у царя был и игумен Корнелий, которому Грозный пожаловал много земель и прочих благ, а грамота от 1559 г. освободила живущих в монастырских владениях от светского суда.
Однако ратовавший за независимость Пскова от Московского государства, да к тому же связавшийся с изменником князем Курбским, Корнелий кончил очень плохо. Прознавший про все, Иван Грозный приказал казнить игумена, а по монастырской легенде, якобы сделал это собственноручно. Приехав в Печоры, он отрубил голову вышедшему ему навстречу Корнелию, но, раскаявшись, внес обезглавленное тело на своих руках в монастырь. Путь от главных ворот Никольской башни до главной площади монастыря называется поэтому "кровавым путем".
Во время Ливонской и Северной войн монастырь-крепость не раз отражал нападения врагов. В крепости постоянно находился сильный гарнизон русской армии, который сражался бок о бок с местным населением. В награду за службу и верность русские цари щедро награждали монастырь, ставший крупнейшим и весьма богатым землевладельцем. Однако в XVIII в., при Екатерине II, в России, по манифесту "о полной секуляризации" церковных и монастырских земель, их владения отошли к государству, а затем были розданы помещикам.
Но монастырь богател не только землями. Монастырская ризница хранила немало сокровищ, многие из которых были подарены царями, великими князьями и богатыми помещиками. К сожалению, все было разграблено оккупантами во время Великой Отечественной войны и лишь частично возвращено впоследствии.
Лихие времена настали после Октябрьской революции. Город неоднократно переходил из рук в руки, его захватывали то белые, то красные, то немцы, и все грабили и расстреливали.
По условиям договора 1920 года, Печоры и Изборск с окрестностями отошли к Эстонии и стали именоваться "Петсери" и "Ирбоска". В 1940 году Эстония была присоединена к Советскому Союзу; во время Великой Отечественной войны весь район был оккупирован немецкими войсками, шла упорная партизанская война с большими потерями, и только в августе 1944 года Печоры были освобождены, а в январе 1945 г. специальным правительственным указом был образован Печорский район в составе Псковской области.
Древнерусский город снова стал Печорами, а прекрасный Печорский монастырь-крепость после проведения восстановительно-реставрационных работ еще больше привлекает к себе внимание любителей красоты и старины.
Как уже упоминалось выше, город основан монастырём, вокруг монастыря мы и начнём нашу фото прогулку.


Вход в монастырь


Трапезная


Главный Успенский собор монастыря


Михайловский собор, построенный при Александре I


Вокруг стен монастыря, башня Верхних решёток


Вокруг стен


Башня нижних решёток


Вид на монастырь со смотровой площадки

Рядом со смотровой площадкой находится особняк баронессы Софья Михайловна Бюнтинг, которая владела усадьбой Халакальня. Место рядом со Старым Изборском, где расположена усадьба, упоминается в Псковских летописях, так как здесь в 1341,1407 и 1480 гг. проходили битвы с немецкими рыцарями. В память об этих событиях у дороги, ведущей в усадьбу, стоит каменный крест, восстановленный в 1979 г.
Прекрасная аллея, сохранившаяся и сейчас, ведет к усадьбе, приобретенной одним из представителей рода Медемов в 1838 г. В Европе род Медемов известен с XIII века. Одна из ветвей этого рода связала свою судьбу с Россией. Представители этого рода были военными, дипломатами, занимали почетные гражданские должности. За это они получали обширные земельные владения в Курляндской, Дифлянской, Саратовской, Полтавской губерниях. Дочь владельца Халахальни Мария де Медем выходит замуж за барона Георга фон Бюнтинга, тоже представителя древнего прусского рода. Супруги получают Халахальню в качестве приданого.
У Марии и Георга фон Бюнтингов было 3 сына: Николай, Александр, Михаил - и дочь Мария.
Дальнейшая судьба Халахальни связана с Николаем Георгиевичем и Софьей Михайловной Бюнтинг-Медем.
Николай Георгиевич родился в 1861 году в Петербурге, закончил школу правоведения в 1883 году, затем завершил образование в Берлинском университете. Постепенно продвигаясь но служебной лестнице, он занимал пост вице- и губернатора Курска, Архангельска, Ревеля, Твери. А 1897 г. он женился на своей кузине Софии Михайловне Медем. Она родилась в 1876 г., окончила Екатерининский институт благородных девиц, затем в Париже занималась на курсах изящных искусств, брала уроки у ведущих художников Петербургской Академии художеств. Будучи женой губернатора, принимала участие в губернских выставках самодеятельности и художников.
Семья летом приезжала в Халахальни, о чем свидетельствует фото 1902 г. В Памятных книжках Псковской губернии в начале XX века отмечается, что владельцем Халахальни является Н.Г.Бюнтинг, что здесь имеется 950 дес. земли, где организовано прекрасное молочное хозяйство и многопольный севооборот. К этому времени относится план усадьбы, на котором видны барский дом, многочисленные постройки хозяйственного назначения, искусственные пруды, парк с затейливым переплетением дорожек, фруктовый сад и огород. Всем этим хозяйством в отсутствии владельцев занимался управляющий. Так как земли было много, определенную ее часть сдавали в аренду крестьянам окрестных деревень.
У супругов было 5 дочерей: Мария, Екатерина, Регина, Маргарита и София, будущая хозяйка Халахальни. Она родилась в Твери в 1912 г. Семья жила в путевом дворце, построенным по проекту М.Казакова для путешествующих по стране особ императорской фамилии. Но в конце XIX века это дворец стал резиденцией губернаторов. Таким образом, дети были окружены роскошью, получили хорошее домашнее образование, часто посещали европейские страны, где проживали их многочисленные родственники.
Все изменилось 2 марта 1917 г., когда разъяренная толпа солдат растерзала Николая Георгиевича фон Бюнтинга в Твери. Об этом сообщает в своих воспоминаниях В.С.Арсеньев, псковский вице-губернатор. Софья Михайловна пытается перевести тело супруга в Халахальню, чтобы похоронить в семейной усыпальнице, но удалось доехать только до Пскова, где Николай Георгиевич был похоронен около какой-то церкви, но место захоронения не было отмечено.
Софья Михайловна с дочерью уезжает на юг России, а затем в Париж. Две старшие дочери выходят замуж, младшие обучаются в закрытых пансионах.
После заключения Тартуского договора в 1920 г. Софья Михайловна узнает, что Халахальня осталась на территории буржуазной Эстонии. В 1922 г. семья приезжает в Ревель, посещает Халахальню, где застает совершенно разрушенное имение, в 1918 г. разграбленное крестьянами, а в 1919 г. здесь находилась артиллерийская батарея белоэстонцев, которые обстреливали дорогу, по которой наступали части 10-й стрелковой дивизии. Для получения лучшего обзора была уничтожена часть парка. Крестьяне в этой ситуации решили разделить инвентарь и имущество, чтобы оно не досталось ни тем, ни другим.
В 1924 г. Софья Михайловна вновь приезжает в Халахальню, чтобы перевезти останки предков баронов фон Бюнтинг в пещеры Печорского монастыря, заказывает керамическую скульптуру св. Николая для обозначения места перезахоронения.
Начинается долгий путь утверждения в правах владения Халахальней. Только в 1927 г. семья окончательно переезжает в имение, продав квартиру в Париже, но сохранив мебель. Временно они разместились в доме управляющего Ивана Павловича Корсакова. По собственному проекту С.М.Бюнтинг начинает строить дом. Весной 1930 г. семья переселилась в новый дом.
Зиму 1932 и 1933 гг. Софья Михайловна и дочери провели в Брюсселе, где Софья-младшая познакомилась и была помолвлена с Николаем Апраксиным, представителем древнего русского дворянского рода. Николай был на два года старше Софьи, он серьезно занимался агрономией, работая, материально поддерживал теряющего зрение отца и младшую сестру Надю. 14 февраля 1934 г. состоялось бракосочетание, и молодые сразу приехали в Халахальню, где у Николая открылись прекрасные возможности для применения на практике агрономических знаний.
В 1936 г. баронесса Софья Михайловна переезжает жить в Печоры, где к этому времени уже построила дом вблизи монастыря. Именно к этому периоду относится ее активное участие в деятельности Комитета защиты интересов русских, Женского отделения при Печорском обществе просвещения, по проведению Дней русской культуры и Певческих праздников. Сохранились фотографии, на которых Софья Михайловна среди организаторов Второго Всегосударственного слета русских хоров, а также среди участников праздника, которых она пригласила в Халахальню.
4 августа 1938 г. был устроен праздник, баронесса решила отметить 100-летие владения баронами де Медем имением Халахальней. С этой целью она пригласила родственников из стран Европы и близких знакомых из Эстонии. Праздник начался с молебна, который совершил священник из церкви в Печках, затем на площадке перед домом были накрыты столы для крестьян, пришедших поздравить хозяйку с праздником, выступал хор Общества русской культуры.
Летом 1939 г. в Эстонию были введены советские войска, что заставило С.М.Бюнтинг с внуками покинуть Печоры. Софья и Николай пока оставались в Халахальне, чтобы собрать урожай и распродать хозяйство. Софья Михайловна едет через Финляндию, Швецию в Бельгию. Столь долгий путь с двумя маленькими внуками плохо отразился на ее здоровье, и она просит Софью приехать в Брюссель. Николай остается один. Ему предлагают принять эстонское гражданство, что могло оградить его от неприятностей, но он отказывается. Рождество и Новый год вся семья встречала вместе, но в феврале Николай Апраксин возвращается в Халахальню. Зачем? По одной из версий, чтобы отыскать клад, о существовании которого ему рассказали во время краткого пребывания в Брюсселе, по другим версиям, чтобы выгодно продать инвентарь и имущество. Возможно, что-то ему удалось сделать, так как он был арестован только летом 1940 г. Из Изборска партию арестованных отправляли в Тарту. На площади собралось много крестьян, среди которых были и батраки из Халахальни, они наблюдали отправку под конвоем своего "барина".
Этим событием заканчивается «Хроника", написанная на французском языке дочерью Софьи Михайловны - Апраксиной Софьей Николаевной. "Хроника" была преподнесена сыновьями Софьи Николаевны Пьером и Николаем Апраксиными в подарок Печорскому краеведческому музею при посещении ими Халахальни. Материал взят отсюда http://www.pskovcity.ru/hron20011.htm


Дом Софьи Михайловны вид от башни Нижних решёток


Он же


Дом Бюнтинг, вид сверху

Площадь перед входом в монастырь


Краеведческий музей, раньше было монастырской гостиницей


Церковь Великомученицы Варвары


Приходская церковь Печор

Далее можно идти в сторону торговых рядов, всё рядом


Тоговые ряды


Они же вид с водонапорной башней (электростанцией)


Городская улица

Выходим на площадь Победы, где находится автовокзал, застроена домами эстонской постройки


Магазин


Бывшее Ссудно-сберегательное товарищество


Пожарная часть


«Дом с общественными помещениями»


«Дом с общественными помещениями»

Прочие здания эстонской постройки






Скоба на крыльце дома для снятия грязи с ботинок

Углубляясь в город


«Дом с общественными помещениями», на флюгере дата «1923», расположен на улице Ленина


Городская гимназия на улице Свободы


Она же


«Дом народной дружины» (клуб) на улице Свободы

Типичная застройка Печор







Кирха св. Петра на улице Гагарина


Кирха


Она же


Фото строительства из печорского музея


Дом пастора

Городские пейзажи




Типичный дом


Точно такой же дом, но отремонтированный


Просто дом


Особняк Т.Г.Русакова на Псковской улице


Дом, где с 1908 года жил и работал писатель Муйжель


Он же

Виктор Васильевич Муйжель
30.07.1880-3.02.1924
Родился 30 июля 1880 года в деревне Уза Порховского уезда Псковской губернии. Жизнь будущего писателя началась со странствий, воспитанием детей занималась, в основном мать - она подготовила Виктора и его старшего брата Эдуарда (впоследствии художника) к поступлению в Псковскую гимназию, через два года семья переехала в столицу и В. Муйжель поступил в Санкт-Петербургскую 8-ю гимназию, затем последовал очередной переезд и учеба в Великолукском реальном училище. Окончил Санкт-Петербургское центральное училище технического рисования, стал работать в типографиях и издательствах. В 1900 году был признан политически неблагонадежным и выслан в Псков. Работал земским статистиком. Здесь он написал очерк «Поганкины палаты во Пскове», с 1903 года начал печататься в газетах и журналах.
Его рассказ «В непогоду» появился в журнале «Мир Божий» по инициативе А. Куприна в 1904 году. Затем были напечатаны рассказы и повести «Мужичья смерть», «Аренда», «Бабья жизнь», «Старухина земля» и др. Некоторые из них были подписаны псевдонимом Пскович Темнобородый.
В 1912 году В.В. Муйжель переехал с семьей в Печоры. Сохранились здания, в которых жил и работал писатель. В печорский период им созданы лучшие произведения, основной темой которых была жизнь крестьян и русской деревни. В дореволюционной России Муйжель считался одним из лучших и популярных писателей – бытописателей русской деревни.
Во время Первой мировой войны был военным корреспондентом в Польше и Галиции.
После октябрьских событий 1917 года Муйжель занимался общественной деятельностью, читал лекции, начал работать в новом для него жанре – драматургии.
Большая, напряженная работа, болезнь сломили писателя. 3 февраля 1924 года его не стало. Похоронен В.В.Муйжель среди народовольцев в ленинградском Некрополе – на Литературных мостках Волкова кладбища.
Обломков В.В., Авакьян И. В. Муйжель Виктор Васильевич// Псковский биографический словарь. – Псков, 2002. – С. 317-318.
Пиккиев И. Бытописатель русской деревни// На берегах Великой: Псковский лит. альм. - 1958. - № 10. – С.157-163.


Дом, где жил Муйжель в 1912 году, ул. Международная, дом 11.

Исторические материалы с сайтов http://www.towns.ru/towns/pechori.html, http://www.pskovcity.ru/hron20011.htm.
На этом всё.

Метки: ,

16 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:falling_towers
Дата:Декабрь 27, 2007 10:04 pm
(Ссылка)
Bolschoe spasibo. Interesno
От:forestier
Дата:Декабрь 28, 2007 02:06 pm
(Ссылка)
Угу
От:moonlight_s
Дата:Декабрь 28, 2007 08:23 am
(Ссылка)
Текст ниасилил, но фотографии интересно было посмотреть. Спасибо.
От:forestier
Дата:Декабрь 28, 2007 02:06 pm
(Ссылка)
Угу
От:moonlight_s
Дата:Декабрь 28, 2007 02:18 pm
(Ссылка)
Ага
От:forestier
Дата:Декабрь 29, 2007 06:33 pm
(Ссылка)
Здорово
От:silentness
Дата:Декабрь 30, 2007 10:08 am
(Ссылка)
С НАСТУПАЮЩИМИ НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!!!

ЛЮБВИ, УСПЕХА, СЧАСТЬЯ!!!

ДОБРА!!!

ЖЕЛАЮ, ОБНИМАЮ, ЦЕЛУЮ!!!
От:forestier
Дата:Январь 4, 2008 02:56 pm
(Ссылка)
Spasibo kotenok! Privet iz Estonii.
От:captain_solo
Дата:Декабрь 30, 2007 11:40 am

небольшой оффтоп

(Ссылка)
друже, я на рожество буду транзитом в вашем замечательном СПб, подскажи кое-что:

-сколько на такси нормальная цена от Витебского до Финляндского, так чтоб мафии не переплачивать

-обзорные экскурисии на автобусе откуда начинаются

- если я на Финлядском вещи брошу , то часа 2 чем заняться - что смотреть вокруг и т.п.
От:forestier
Дата:Январь 4, 2008 02:53 pm

Re: небольшой оффтоп

(Ссылка)
Privet iz malen´koj Estonii.

Ot Vetebskogo do Finljandskogo okolo 300 rublej.

Ekskyrsii na4inautsja ot Gostinnogo dvora, metro Nevskij i Gostinnuj dvor.

Vokrug Finljandskogo smotret´ malo 4to mogno. Mogno obratit´ vnimanie na Voenno medicunskyu akademiu, esli ne len´ mogno sxodit´ ili s´ezdit´ k Krejsery Avrora.
От:wetscherinin
Дата:Январь 5, 2008 04:25 pm
(Ссылка)
Очень интересно!!!
А внутри кирхи был?
От:forestier
Дата:Январь 5, 2008 04:32 pm
(Ссылка)
Нет пока не довелось. Она ведь по особому времени работает
От:diana_spb
Дата:Март 10, 2008 03:43 pm
(Ссылка)
Спасибо! Монастырь сколько не снимай, у всех по-разному получается. А вот город вокруг него редко попадает в центр внимания.
От:forestier
Дата:Март 11, 2008 02:50 pm
(Ссылка)
А он не мало интересен.
От:(Anonymous)
Дата:Июль 14, 2011 05:23 am

с.м. бюнтинг

(Ссылка)
Благодарю Вас за очень интересный для меня материал. Не могли бы Вы сообщить даты жизни С.М. Бюнтинг? Необходимо для комментария переписки двух эмигрантов, деятелей русской культуры, работавших в Печорах в археологических и этнографических экспедииях в 1930-х гг.?

От:forestier
Дата:Июль 14, 2011 08:12 am

Re: с.м. бюнтинг

(Ссылка)
Если Вы имеете в виду Софью Михайловну Бюнтинг урождённую Медем то её годы жизни 1876-1948. Указано в этой статье http://belrussia.ru/page-id-1874.html Сайт Белая Россия. Скажите, а кто Вы и чем собственно занимаетесь???