?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Трамваи Питера - Санкт-Петербург

окт. 11, 2007 12:29 am Трамваи Питера

Столетию открытия трамвайного движения в Петербурге и eugene_euпосвящается…


По многочисленным просьбам френдов, специально для tu2_167, vkboy, chedim, moonlight_s, periskop, canoe_ride, the_debaucher и the_chevalier от создателя «Трамвая в Выборге» (http://forestier.livejournal.com/7986.html#cutid1) сделан этот экскурс в историю трамваев Петербурга.
  
Я попытаюсь рассказать обо всех типах трамвайных вагонов, которые ходили и ходят ещё в Петербурге. Вагоны в остовном из коллекции «музея» электрического транспорта.
Трамвайный вагон фирмы «Бреш» 
       Всего Петербург получил 190 подобных вагонов. Именно они и открыли движение 29 (16) сентября 1907 года. Впоследствии трамваи фирмы «Бреш» очень долго использовались в качестве прицепных. Это были деревянные вагоны, двери на улицу были в виде красивых ажурных решёток. Вместимость – мест для сидения – 24.
       Но фото вагон фирмы «Бреш» № 1028, восстановленный в 1982 году в трамвайном парке им. Леонова.


Трамвай фирмы «Бреш»


Он же, фото periskop


Он же, фото periskop

Первые стальные вагоны типа МС и ПС (моторный и прицепной стальной).
      Выпускались заводом «Красный путиловец» (ныне Кировский завод) с 1927 по 1933 годы. Это первые стальные трамваи в Ленинграде, впоследствии все вагоны Ленинграда строились с учётом этого опыта. Было разработано несколько модификаций трамвая МС и ПС с небольшими различиями.
      В годы войны поезда из вагонов МС-ПС несколько сменили профессию. Им приходилось еще, и перевозить войска на фронт. А когда после четырёхмесячного перерыва в осаждённом городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны этого типа. Они были легче других, и изнеможденные люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка.
      Этим трамваям была уготована долгая жизнь, до конца шестидесятых они обслуживали пассажиров, а затем были переоборудованы и до сих пор используются различными службами. На фото трамваи МС 4 модификаций. Во всех вагонах по 24 посадочный места, кроме МСО-4, в котором им 27.

 
МС-1, вагон № 1877, в этом трамвае такие же двери, как у вагона фирмы «Бреш»

 
Он же, фото periskop

 
МС-2, вагон № 2135, здесь двери были деревянные, открывались ручным способом. Фото periskop

 
Тоже МС-2

 
МС-3+МСП, вагоны № 2424+2384.

 
Он же, фото periskop

 
То же, фото canoe_ride

 
То же, фото canoe_ride

 
МСО-4, вагон № 2575.

 
Он же, фото periskop

«Американка» - вагоны ЛМ-ЛП-33.
       Выпускались ВАРЗом (Вагоноремонтным заводом) с 1933 по 1940 годы. Горожане прозвали такие трамваи «американками».
       Многие жители нашего города до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают трамваи этого типа. Они служили ленинградцам 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года.
        Эти трамваи были первыми отечественными четырёхосными вагонами большой вместимости. При их проектировании (в нач. 1930-х годов) использовался опыт американских фирм. Потому-то и назвали вагоны вначале МА-ПА (моторный и прицепной американского типа). Название перекочевало в народ.
        Вместе с ленинградцами они испытали на себе тяготы 900-дневной блокады и непростого послевоенного времени. В отсутствие метрополитена эти вместительные вагоны сыграли огромную роль в перевозке пассажиров.
        Можно сказать, что «американки» стали символом целой эпохи.
        2 вагона из коллекции «музея» отреставрирован в 1997 году специалистами АО «Петербургский трамвайно-механический завод» при участии работников ГУП «Горэлектротранс». 


 
ЛМ-ЛП-33, вагоны № 4275+4454. В моторном вагоне мест – 49, в прицепном – 52.

 
Он же, фото periskop


То же, фото canoe_ride

«Слоны» - вагоны ЛМ-ЛП-47.
       Во время войны несколько десятков МСок и «американок» столько сильно пострадали от бомбёжек и обстрелов, что их восстановление было практически невозможным. Тогда-то и было принято решение о создании на базе разрушенных ЛМ-ЛП-33 новых цельнометаллических вагонов.
       Новой серии был присвоен индекс ЛМ-ЛП-47. Правда, выпущено было всего 43 моторных вагона и 42 прицепных: слишком уж они получились тяжёлые. Вот за этот немалый вес и округлые формы трамвайщики и прозвали поезда образца 1947 года «слонами».
       Выпускались ВАРЗом с 1948 по 1949 годы. Из-за конструктивных недостатков и большого веса эксплуатировались недолго – до 1973 года.
       Трамвай из коллекции «музея» долгое время использовался как путеизмеритель – на нём было установлено специальное оборудование, отреставрирован в 1997 году специалистами АО «Петербургский трамвайно-механический завод» при участии работников ГУП «Горэлектротранс».

 
ЛМ-ЛП-47, № 3521+3584, посадочных мест в моторном – 34, в прицепном – 35. Фото periskop


Он же, фото canoe_ride

То же «Слоны» - ЛМ-ЛП-49.
       Вслед заЛМ-ЛП-47 были выпущены более современные вагоны ЛМ-ЛП-49, внешне напоминавшие предшественников. И красились они также краской «цвета слоновой кости». Так что экзотическое прозвище перешло этим трамваям по наследству. Выпускались ВАРЗом с 1949 года несколькими сериями. Эксплуатировались до 1982-1983 годов. Причём некоторое время ЛП-49 прицепляли к более современным ЛМ-68М (о них ниже). Такие поезда получили прозвище «динозавры». Двери в этих трамваях как в метро. Так же в них были мягкие сиденья. Вместимость та же, что и у предыдущих.
       На фото вагон «музея» электрического транспорта, ранее использовался как тягач для специальных путеремонтных машин, восстановлен в 1997 году.


ЛМ-ЛП-49, вагон № 3691+3990, фото canoe_ride

 
Он же

 
Он же, фото periskop

«Стиляги» - вагоны ЛМ-57.
        Выпускались ВАРЗом с 1957 по 1969 годы. Эксплуатировались до 1986 года.
        Эти трамваи никогда не ходили в составе поездов. Только одиночками. Их изысканные очертания, прямо-таки канареечная расцветка и бросающаяся в глаза независимость снискали вагонам славу «стиляг». На строгом техническом языке именовались ЛМ-57.
        Благодаря тележкам новой конструкции, они передвигались по городу почти бесшумно. Ленинградцы полюбили эти вагоны за стильные интерьеры и мягкие диваны. 
        Планировалось, что из ЛМ-57 будут сцеплять поезда, и потому вначале построенным вагонам (как и всем моторным, то есть головным) присваивались только нечётные номера. Так было выпущено 500 вагонов. И лишь через несколько лет появились «стиляги» с чётными номерами.

 
ЛМ-57, вагон № 5148.

 
Он же, фото periskop

 
Он же, фото canoe_ride

«Аквариум» - вагон ЛМ-68.
       Трамвайные вагоны ЛМ-68 выпускались ВАРЗом в 1968-1975 годы. Эксплуатировались до 1988 года.
ЛМ-68, больше известные как «аквариумы», также имели запоминающуюся внешность. По сравнению с вагонами предыдущих поколений, эти отличались большими окнами и крышевым остеклением. Необычно были расположены и маршрутные указатели, - в «скворечнике», смещённым вправо. Несмотря на эстетичность, ЛМ-68 было выпущено не так уж много. Слишком сложно было их строить и неудобно обслуживать в парках. Стёкла на крыше, к примеру, можно было вымыть разве что шваброй, стоя на приставной лестнице.
      На серии ЛМ-68 впервые отказались от непосредственной системы управления. Говоря проще, убрали с пульта управления высокое напряжение. «Аквариумы», как и все последующие серии, могли работать по системе многих единиц, когда каждый вагон в поезде моторный. Благодаря этому, скорость движения трамваев заметно возросла.
      На фото вагон № 6249, именно на нём впервые в СССР на линии испытывалась тиристорно-импульсная система управления, поэтому он работал до 1993 года. Затем электроника была демонтирована, и вагон был вновь оборудован стандартной контакторной системой управления. Отреставрирован в 1997 году ТОО «Симбиоз» совместно с работниками ГУП «Горэлетротранс».

 
ЛМ-68, вагон № 6249.

 
Он же, фото periskop

«Машки» - вагоны ЛМ-68М.
      Вагоны ЛМ-68М выпускались ЗРГЭТ (Завод по ремонту городского электротранспорта, бывший ВАРЗ) с 1973 по 1989 годы.
      Модернизированные вагоны ЛМ-68. За индекс «М» и были прозваны «Машками». Самая массовая серия после вагонов МС. Было построено более 2000 вагонов.
      Эксплуатируются до сих пор. Большое распространение в 1970-е – 1980-е годы получили поезда из трёх сцепленных вместе ЛМ-68-м. Не трамвай, а целая электричка. Так же к ним прицепляли вагоны ЛП-49, как уже было сказано выше такой поезд называли «динозавром».

 
ЛМ-68, вагон № 5428, кстати, мой любимый маршрут, № 40. Фото из Википедии
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c5/Трамвай_ЛМ-68М_5428.JPG


Шестиосники и восьмиосники – вагоны ЛВС-86 и ЛВС-89.
        Вагоны ЛВС-86 (Ленинградский Вагон Сочленённый-1986 года) выпускались ЛТТЗ (Ленинградским трамвайно-троллейбусным заводом) с 1986 по 1997 годы. 
        Первый ленинградский шестиосный трамвай был построен в 1966 году. Затем последовали четыре опытных сочленённых вагона образца 1980 года. Серийное производство началось в 1986 году. 
        Часть вагонов этой серии выпущена с тиристорно-импульсной системой управления, которая позволяет экономить порядка 30 процентов электроэнергии, и делает вагон быстроходным. Впервые применён отдельный вход в кабину вагоновожатого, что улучшило условия их труда. 
        В районах массовой жилищной застройки эксплуатируются поезда из двух таких вагонов по системе многих единиц. Могут перевозить сразу до 700 человек.
        Вагон ЛВС-89 единственный восьмиосный, опытный вагон № 3076, эксплуатировался в 1989-2006 годах, в декабре 2006 года снят с эксплуатации и переда в «музей».

 
ЛВС-86, вагон № 3086. Фото из Википедии http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5a/Трамвай_ЛВС-86К_3086.JPG

 
ЛВС-89, вагон № 3076, фото periskop

ЛВС-97
      Выпускались с 1997 года. На вагонах этой серии средняя тележка вынесена из-под сочленения; исменено расположение дверей, все они находятся в одной плоскости, что позволяет водителю лучше контролировать посадку-высадку пассажиров. Разработаны разные модификации. Наиболее современный и перспективный асинхронный привод с двигателями переменного тока. ЛВС-97 такой модификации получили ласковое прозвище «Ася».
      Отдельный вход в просторную кабину, позволяющий выходить на улицу, не мешая пассажирам, удобный пульт – всё это особенности работы водителя на современном петербургском трамвае.

 
ЛВС-97К, вагон № 001. Фото из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:001_20060806_063.jpg

 
ЛВС-97А-01, вагон № 1204. Фото из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:ЛВС-97_1204_1.JPG

ЛМ-99.
       Выпускается с 1999 года. Возврат от шестиосных и даже восьмиосных вагонов к четырёхосным ознаменовал собой изменение роли трамвая в городе, особенно в центральной его части. Стал необходим не столько вместительный вагон, сколько комфортный. Кроме того, эти трамваи отличаются более современным дизайном. На вагонах этого типа впервые применены двери нового типа. Головная часть вагона выполняется из пластика. Существуют разные модификации.

 
ЛМ-99К, вагон № 8330. Фото из Википедии http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c9/Трамвай_ЛМ-99К_8330.JPG

 
ЛМ-99АВ, вагон № 0526.

 
Он же, фото periskop

ЛВС-2005.
       Самый современный шестиосный вагон в Петербурге. Построен один опытный вагон на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Имеет переменный уровень пола, для инвалидных и детских колясок. Эксплуатируется на маршруте № 36.

 
ЛВС-2005, вагон № 8334, фото periskop

        Вот собственно и всё. Конечно, рассказать прямо-таки обо всех трамваях я не хотел и не мог, это могут только специалисты.
        На страницах наших журналов и сообществ соответствующей тематики мы уже не раз говорили об уничтожении трамвая в Петербурге. Я не буду сейчас говорить о преимуществе трамвая и всём прочем, это и так всем известно. А повторять, а тем более пытаться доказать нашим людям и политикам, что трамвай решит многие проблемы на дорогах для людей не имеющих машин – просто бесполезно. Но даже при полном исчезновении этого вида транспорта, многие году будут живы те, кто будут помнить трамвай…
        Выражаю особую благодарность periskop и canoe_ride за замечательные фотографии.
       Слово «музей» взято в кавычки, поскольку не ясно существует музей или нет.
       Текстовые материалы взяты из набора открыток, посвящённого 95-летию трамвая в Петербурге (Петербургскому трамваю 95 лет. Набор открыток 16 штук. Изд. «Железнодорожное дело», 2002.) и некоторые материала с сайтов: Трамваи Северной Столицы (рекомендую хороший сайт); Ретро-трамвай и Викепедии
Лаврентьев Николай

47 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:borimirius
Дата:Октябрь 10, 2007 10:09 pm
(Ссылка)
а под кат можно? а то вся френд лента поплыла
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:16 am
(Ссылка)
Я всё убрал, прошу прощения, ошибся в моделировании.
От:the_debaucher
Дата:Октябрь 11, 2007 04:00 am
(Ссылка)
Весьма интересная запись. С удовольствием почитал и посмотрел.

Но, соглашусь с предыдущим комментатором, такие посты нужно под кат прятать.
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:19 am
(Ссылка)
Я всё убрал, прошу прощения, ошибся в моделировании.
От:sermal
Дата:Октябрь 11, 2007 04:55 am

оч. интересный экскурс

(Ссылка)
пасиб
От:lemm
Дата:Октябрь 11, 2007 06:12 am
(Ссылка)
Зайди ко мне во френд-ленту и посмотри как это выглядит. При всём уважении к трамваям. Сначала хотела написать матом.
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:17 am
(Ссылка)
Я всё убрал, прошу прощения, ошибся в моделировании.
От:kid_of_kate
Дата:Октябрь 11, 2007 06:56 am
(Ссылка)
красота!
вся френд-лента в трамваях)
От:velospb
Дата:Октябрь 11, 2007 07:06 am

Аааа! Караул! Френдлента поплыла - мир рушится!

(Ссылка)
Поплыла немного, ну что ж с того?=) Эх, сходить бы в этот "Музей".. я бы даже денег заплатил за вход.
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:09 am

Re: Аааа! Караул! Френдлента поплыла - мир рушится!

(Ссылка)
Туда иногда бывают экскурсии. Над следить за объявлениями в сообществе ru_tramvay
От:pegiipes
Дата:Октябрь 11, 2007 07:09 am
(Ссылка)
Эхх, когда же будет можно на экскурсию ещё разик :(
а 36 маршрут где бывает? Глянуть бы на него
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:16 am
(Ссылка)
В Стрельну ходит.
От:rian_non
Дата:Октябрь 11, 2007 07:17 am
(Ссылка)
ой, мама! О.о

ПОД КАТ - это так (вставляется в пост):

СПРЯТАННЫЙ ТЕКСТ

подумалось, что может Вы не знаете, как это делатся :)

А трамвайчики симпатичные.. :)
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:18 am
(Ссылка)
Я всё убрал, прошу прощения, ошибся в моделировании.
Обновите свою ленту сейчас, всё должно убраться ПОД КАТ.
От:moonlight_s
Дата:Октябрь 11, 2007 07:44 am
(Ссылка)
Отличный фоторепортаж! И интересный рассказ. Пасиб)
От:forestier
Дата:Октябрь 11, 2007 07:49 am
(Ссылка)
Пожалуйста.
От:vkboy
Дата:Октябрь 12, 2007 08:06 am
(Ссылка)
Вот это рассказ! :-) Спасибо! Все таки старые трамваи мне ближе, в них есть уютность, романтика что ли...
От:forestier
Дата:Октябрь 12, 2007 03:35 pm
(Ссылка)
Я предлагаю снимать порно фильмы в трамваях.
От:alaramana
Дата:Октябрь 12, 2007 04:28 pm
(Ссылка)
Спасибо!
Оба поста сохранила себе :)
От:forestier
Дата:Октябрь 12, 2007 04:49 pm
(Ссылка)
А какой второй?
От:roller_sonny
Дата:Октябрь 22, 2007 07:16 pm
(Ссылка)
О! траНваи! Красота! Пасибы огромные авторам, не поленившимся выложить фотографии! :-)
От:forestier
Дата:Октябрь 23, 2007 05:51 am
(Ссылка)
Я у них сам взял.